Диалог науки и искусства
В этом году в Берлине, он провел серию мероприятий, посвященных слиянию науки и искусства. Причину для этой инициативы он объяснил так:
После более чем 20 лет научных исследований в области креативности я понял, что инструментальные возможности современной психологии не могут дать глубинного понимания природы творческих способностей и креативного процесса. Художественное же созерцание, благодаря своему метафорическому способу выражения, дает нам возможность погрузиться в эти вопросы. Наука апеллирует к нашему сознанию, а искусство обращается к бессознательному. Из-за различий в методологических подходах искусство и наука в современном мире подвергаются дихотомии. Я же намерен создать диалог между искусством и наукой, чтобы преодолеть этот разрыв и объединить формальный язык науки и метафорический язык искусства в холистический метод креативного высказывания.
В основу этого проекта, как и многих других работ Хархурина, легла теория Л.С. Выготского, которая постулирует, что одна из главных целей произведения искусства – вызвать эстетическую реакцию у реципиента. Эта реакция может быть достигнута путем насыщения множеством смыслов, представленных через различные сенсорные модальности. Таким образом достигается большая синергия, которая, в свою очередь, усиливает эстетическую реакцию на произведение искусства.
Проект состоял из персональной выставки с арт перфомансом, серии публичных лекций и публикации в литературном журнале. Расскажем о нем подробнее.
На выставке была представлена серия цианотипных фотограмм Art on Science. В этой серии абстрактные работы, созданные с помощью техники раздувания и найденных объектов, были наложены на текст научной статьи, описывающей модель Creativity.4in1. Если научная статья опирается на логические, сознательные рассуждения ученого, абстрактные работы представляют бессознательный процесс, отражающий эстетическое восприятие художника. Автор как бы разрушает конструкции своего сознания актом спонтанности и хаоса. Он целенаправленно использует технику цианотипии, чтобы объединить эти два подхода в когерентное произведение, подчеркивающее трансцендентную природу творчества.
Еще одна особенность этой выставке, что в ее пространстве цианотипии перемежались со стихами Хархурина, которые были написаны для его экспериментальных работ, объединяющих поэзию и визуальное искусство, и уходящих корнями в его труды по визуальной поэзии. После отъезда из Нью-Йорка и переезда в Дубай, Анатолий Владимирович стал заниматься концептуальным мультимедийным искусством, но он не оставил свой литературный опыт и активно использовал поэтический текст как равноправный элемент художественного произведения. Эти стихи были написаны на английском и никогда и нигде не были представлены как отдельные поэтические произведения. Специально для этой выставки Хархурин перевел эти стихи на русский, а потом опубликовал их в литературном журнале “Берлин. Берега”.
Также на выставке были представлены три инсталляции. Интерактивная инсталляция RadioBrain призывала зрителей задуматься о связи мозга и сознания. Она представляла из тебя портативное радио, с которого была снята крышка, что показать все его микросхемы, диоды, провода и т.д. Зритель мог полностью изучить устройство радиоприемника, поиграть с ним, послушать музыку. А потом ему задавался вопрос: Помогает ли знание об устройстве этого прибора понять то, о чем идет вещание? Конечно же это был риторический вопрос – ответ очевиден, что смысл находится за пределами приемника, в источнике вещания – в радиостанции. Так же и наш мозг. Современная наука приписывает мозгу онтологическое первенство над психикой. Но сколько бы мы его ни изучали, как бы хорошо ни сопоставляли его структуру с его функциями, мы не сможем понять содержание, которое он производит (психику), не обращаясь к источнику. А где находится источник? Очевидно, он находится за пределами мозга, за пределами нашего сознания, – он трансцендентен.
В основе двух других инсталляций было видео. 2-канальная видео поэма Orpheus&Orpheus развивает тему греческого мифа об Орфее, который спускается в подземный мир Аида, чтобы вызволить свою умершую жену Эвридику. Очарованна его пением жена Аида Персефона убеждает мужа разрешить Орфею вернуть Эвридику в царство живых, но с одним условием: во время своего путешествия из подземного мира Орфей не может взглянуть на Эвридику. Орфей оглядывается… Здесь Орфей – архетип поэта, а Эвридика – муза, неуловимая тень, существующая исключительно в сознании поэта. Поэтому Орфей и Эвридика на видео представлены одним человеком, который, исполняя и мужскую и женскую партии, как бы разговаривает сам с собой. Это оригинальное изображение диалогического самоанализа, который соединяет поэта с его музой, стирая границы между реальностью и воображением. Несоответствие между движениями губ и произносимыми словами подчеркивает диссонанс между зрением и слухом, намеренно созданный для того, чтобы вызвать эстетический отклик в духе теории эстетической реакции Выготского.
И последняя видеоинсталляция Lazy Contemplation предлагает осознать ошибку, присущую искусству. Основным элементом этого видео является высказывание, провозглашающее ошибочность художественного выражения. Ощущение ошибочности достигается за счет сопоставления визуальной и звуковой презентаций текста на трех языках. Русский и немецкий тексты были созданы на основе оригинального английского текста двумя независимыми переводчиками, что обеспечивает субъективную интерпретацию исходной концепции. В результате эти тексты выглядят как приблизительные копии друг друга. Все три версии высказывания представлены одновременно, что усложняет его понимание и насыщает множеством смыслов и разночтений, получающихся в результате перевода. Это, в соответствии с теорией Выготского, приводит к усилению эстетической реакции.
А кульминацией выставки стал иммерсивный арт перформанс Encounter in Everyday Life – психологический эксперимент, созданный на основе эмпирического исследования феномена инкаунтера в повседневной жизни. Этот перформанс отразил сразу два ключевых аспекта выставки. Во-первых, тема всей выставки – встреча (encounter) между наукой и искусством, а тема перформанса – встреча с другим, благодаря которой мы познаем свою самость. Эта параллель подчеркивает глубинный смысл встречи, как между людьми, так и между дихотомизорованными подходами к познанию. Во-вторых, этот перформанс сделан как психологический эксперимент с использованием полного набора средств эмпирического исследования. В ходе перформанса участники прошли психологическое тестирование, после которого им была предложена индивидуальная сессия с профессиональным психологом, который “диагностировал” их степень осознанности феномена инкаунтер. Затем им был назначен план “лечения”, включающий таблетки Empathisen (плацебо) и рефлексию с помощью поэтических текстов, что могло повысить их чувство психологической близости и эмпатию, что в свою очередь должно было положительно сказаться на их способности соединяться с другими людьми и с самим собой. Для усиления эффекта научного контекста, на выставке был выставлен академический постер с подробной информацией об этом исследовании. Таким образом, перформанс показал целесообразность соединения научных и художественных методов, а повышенный интерес публики показал, что такой симбиоз может значительно повысить эстетическую реакцию зрителя.
Но диалог между искусством и наукой на этом не закончился. Продолжением выставки стала серия лекций “Одиссея креативного мышления”. Первая лекция прошла в пространстве выставки и в ней речь шла как раз о четырех-критериальной модели креативности, описанной в статье, которая стала нижним слоем для серии цианотипий Art on Science (теперь стало понятно, почему здесь используется предлог “on” – это и искусство на науке, и искусство о науке). Получилось, как будто текст статьи перешел из нижнего слоя в арт-работах на стенах галереи в верхний слой – в виде лекции в центре выставочного пространства. На лекции подробно обсуждалась многогранная природа творчества, определяемая через атрибуты новизны, полезности, эстетики и аутентичности, и их влияние на различные культурные ландшафты. Продолжением этой серии стали лекции о креативности как пути к внутренней свободе и о том как развивать креативность через мультилингвальную практику.
Хархурин Анатолий Владимирович
Департамент психологии: Доцент