Полилингвизм компенсирует недостаток экстравертности в развитии креативных навыков
Ученые из Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ исследовали то, как личностные черты «Большой пятерки» связаны с развитием креативности у людей, говорящих на нескольких языках и имеющих межкультурный опыт. Выяснилось, что изучение языков и других культур может сделать человека более творческим и компенсировать нехватку коммуникативных качеств. Кроме того, языковые практики развивают творческие способности только у людей психически устойчивых. Статья опубликована в International Journal of Bilingual Education and Bilingualism.
Сотрудники Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ уже несколько лет занимаются исследованиями связи полилингвизма и креативных способностей. Ранее они выяснили, что билингвы лучше, чем люди, говорящие только на одном языке, выполняют тесты на дивергентное и конвергентное мышление. Дивергентное мышление — это способность создавать много разных решений креативной задачи, а конвергентное мышление — это способность выбрать из этих решений лучшее. То есть владение несколькими языками развивает две основные функции творческого мышления.
В ходе этого исследования ученые изучили, как личностные черты, входящие в «Большую пятерку», влияют на развитие творческих способностей у людей, знающих несколько языков и культур. «Большая пятерка» — модель личности, которая характеризует человека по пяти критериям: открытость новому опыту (openness to experience), сознательность (conscientiousness), экстраверсия (extraversion), доброжелательность, способность прийти к согласию (agreeableness), нейротизм (neuroticism). Эта модель получила широкое распространение в конце XX века и сейчас применяется во многих странах мира. Существуют опросники на разных языках, которые позволяют измерить выраженность черт «Большой пятерки» у человека.
В исследовании принял участие 261 человек из 15 стран, большинство — из России: 171. Все они владели несколькими языками и имели опыт погружения в другие культуры. Участники прошли тест на дивергентное мышление и заполнили опросники «Большой пятерки», а также владения иностранными языками, мультикультурного опыта и межкультурной компетенции. Затем ученые проанализировали влияние индекса полилингвизма, межкультурной компетенции и межкультурного опыта на уровень дивергентного мышления и степень медиации показателей каждой из пяти личностных черт. В результате они получили два вывода, каждый из которых, по мнению ученых, важен для дальнейших исследований.
Первый касается такой личностной черты, как экстраверсия. В системе «Большой пятерки» она характеризуется выраженным взаимодействием с внешним миром. Экстраверты энергичны и часто испытывают положительные эмоции. Это люди, которые соглашаются участвовать в том, что вызывает эмоциональное возбуждение. В обществе они любят заявлять о себе и обращать на себя внимание. Низкий уровень экстраверсии, или интроверсия, свидетельствует об эмоциональной сдержанности, а также о склонности к одиночеству и независимости. Для интровертов характерны невнимание к происходящим вокруг событиям, предпочтение абстрактных идей конкретным явлениям действительности, бо́льшая опора на собственные силы и желания, чем на взгляды других людей.
Существует ряд публикаций, свидетельствующих о том, что экстраверсия положительно влияет на креативные способности, в особенности на дивергентное мышление. Исследование Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ показало, что полилингвальные практики позволяют людям с более низкой экстраверсией показывать результаты, схожие с результатами людей с более высокой экстраверсией. Другими словами, полилингвизм компенсирует недостаток экстравертности в развитии креативных навыков.
Мы выяснили, что личностные качества вместе с языковыми и межкультурными практиками могут изменять креативное мышление человека. Изучение языков, знакомство с другими культурами компенсируют нехватку каких-то качеств в человеке. Так, нехватка экстравертных черт может затормаживать креативные процессы, но с развитием межкультурной компетенции эти креативные навыки прокачиваются.
Второй вывод касается нейротизма. При высоком уровне нейротизма человек часто испытывает негативные аффективные состояния, такие как страх, тревога, грусть, подавленность, раздражение, гнев, чувства вины и отвращения. Он ощущает себя беспомощным, усталым и неспособным справиться с жизненными трудностями. Это может проявляться как слабый эмоциональный контроль, отсутствие чувства ответственности, капризность, уклонение от реальности. Низкий уровень нейротизма свидетельствует о хорошей адаптивности, высокой стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности. Люди с низким уровнем нейротизма обычно спокойные, уравновешенные и расслабленные. В стрессовых ситуациях они, как правило, продолжают сохранять спокойствие.
По результатам исследования оказалось, что влияние языковых компетенций на когнитивную гибкость наблюдается только у людей с высоким уровнем устойчивости, у менее устойчивой личности этой связи не отмечается. То есть для получения эффекта от языковой практики необходимо стать эмоционально устойчивым.
Выводы из этого исследования оказались нам полезны и на практике. Теперь мы лучше понимаем, как работать с интровертами и почему некоторые люди не развивают креативные способности, несмотря на их опыт с несколькими языками и культурами. Мы используем эти знания в тренинге PICK, цель которого — развить полилингвальную, межкультурную и креативную компетенции. Этот тренинг лег в основу программы дополнительного профессионального образования, предлагаемой НИУ ВШЭ.
Анатолий Хархурин
Директор Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ
IQ
Анатолий Хархурин
Директор Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ